Ремонт грузового автомобиля – дело непростое. И ремонт дизельной аппаратуры, и ремонт КПП, ремонт топливной аппаратуры, ремонт ТНВД, ремонт насос-форсунок, регулировка ТНВД, диагностика дизеля, ремонт ДВС или дизельного двигателя – всё это требует затрат времени и сил. Ремонт грузовика – это его простой, что влечёт за собой материальные потери. А причиной неполадок могут стать неисправные свечи накаливания, и тогда необходим ремонт Bosch-свечей или любых других, но чаще – их замена. Несвоевременная замена свечей – это, как правило, новые проблемы: либо ремонт насос-форсунок, ремонт ДВС либо дизеля или даже ремонт КПП. Поэтому, следует уделить свечам накаливания должное внимание.
Температура, при которой топливо, поступающее в камеру сгорания двигателя, нормально смешивается с воздухом и воспламеняется, обеспечивается при помощи свечи накаливания. Хорошо зарекомендовали себя свечи в работе на фото- и вихрекамерных дизельных двигателях. Но практика показывает, что после пяти лет работы свеча может выйти из строя. Причина в том, что внутренняя спираль по истечении этого срока перегорает. Для того, чтобы проверить целостность спирали накаливания, необходимо, вывернув её из головки блока, «прозвонить» следующим образом: плюсовую клемму аккумулятора соединить с клеммой свечи, а минусовую – с её корпусом. Если спираль накаливания цела – калильная трубка начнёт нагреваться и секунд через десять раскалится до состояния свечения. При отсутствии таких признаков свеча будет неисправна и подлежит замене.
Свечи накаливания бывают с закрытой и открытой спиралью и являются, по сути, нагревательным устройством. Свеча, у которой один изолированный вывод, посредством которого происходит соединение через электропровод с источником питания, называется однополюсной. У двухполюсной свечи – два изолированных вывода. Также есть свечи, у которых спираль окружена оболочкой из металла. Главной деталью свечи является нагреватель, спираль которого защищена металлической оболочкой в виде трубки. Температуру нагревателя измеряют на некотором расстоянии от его торца, при этом для быстродействующих свечей это расстояние составляет 5 мм, а для обычных – 8 мм. Время, прошедшее после включения свечи до достижения температуры нагревателя в 850°С, характеризует её быстродействие. Показания значений температуры через равные промежутки времени после включения свечи - её тепловая характеристика.
Причиной выхода из строя свечи накаливания может быть перегрев или превышение уровня электрического напряжения. Диапазон температур, при котором свеча работает нормально, лежит в пределах от 850°С до 1100°С. В случае выхода из строя контроллера или реле электроток воздействует на свечу дольше положенного, вследствие чего она перегревается, разрушается и в итоге - выходит из строя. В результате - необходим ремонт грузового автомобиля (ремонт MAN) или легкового, а ремонт грузовиков – нелёгкая задача. Поэтому, прежде чем заменить свечу, необходимо удостовериться в исправности автомобильной электросистемы. Кроме того, причинами перегрева свечи и её повреждения могут быть: нарушения в работе системы впрыска, вышедший из строя инжектор и низкосортное топливо. Состояние свечи и её исправность можно оценить на глаз по внешнему виду свечи. По мнению «Бош дизель сервис», специалисты которого осуществляют ремонт Bosch-оборудования, существует несколько признаков неисправности свечи:
- Нагревательный элемент повреждён или отсутствует полностью. Происходит это по причине нештатной работы блока управления или при нарушении работы системы подачи топлива, а также вследствие разгерметизации, что приводит к нарушению работы системы топливоподачи. Для того, чтобы ликвидировать такую неисправность нужно проверить блок управления, правильность его установки и его соответствие модели автомобиля, а также гнёзда свечей: они не должны быть закопчены.
- Наличие копоти в соединении наконечника и корпуса свечи. Это бывает в случае выхода из строя блока управления и нарушении работы системы подачи топлива, неправильном распылении топлива вследствие разгерметизации, выхода из строя топливного насоса высокого давления (необходима замена или ремонт ТНВД, регулировка ТНВД). В этом случае необходимо убедиться в том, что блок управления подходит для данной модели автомобиля и правильность его установки. Также проверяется чистота гнёзд свечей и головки цилиндров, а также целостность резьбы в гнёздах. Работа топливного насоса должна быть синхронизирована – это также подлежит проверке. В противном случае необходим ремонт топливной аппаратуры и диагностика дизеля.
Специалисты «Бош дизель сервис» отмечают, что в отличие от часто применяющихся на дизелях легковых автомобилей свечей накаливания, предпусковые обогреватели, особенно нужные в зимнее время, встречаются довольно редко. Причиной этому служит то, что многие изготовители иномарок, снабжённых дизелем, рассчитывают на эксплуатацию автомобилей в условиях Центральной Европы с её более мягким климатом, чем российский. Поэтому автомобили для нашего рынка от французских, немецких, скандинавских производителей гораздо лучше подходят для наших условий и снабжаются предпусковыми обогревателями и другими необходимыми конструктивными дополнениями.