Когда на дорогах нашей страны появились автомобили, которые оборудованы системой впрыска Common Rail (такие автомобили как Fiat, Alfa Romeo и Mercedes, а на данный момент по вполне приемлемой стоимости Peugeot, Citroen и Ford), появилось много разных вопросов, в частности: особенности эксплуатации и обслуживания этой новой системы впрыска. Стоит ли приобретать такие автомобили? В данной статье Бош Дизель Сервис расскажет об особенностях эксплуатации и различных нарушениях работоспособности системы Common Rail.
Исторические факты
Один из первых образцов системы Common Rail (CR) разработан в конце шестидесятых годов прошлого столетия швейцарским инженером Робертом Хубером. Но, как и многие изобретения, которые опередили время, будущую систему впрыска не использовали в течение 30 лет. И только в середине девяностых годов разработчик Масахико Мияки и разработчик Шохей Ито, работавшие в японской организации DENSO, разработали CR для коммерческих автомобилей для ремонта дизельной аппаратуры. Этой системе дали имя ECD-U2, ее использовали на двигателях для ремонта грузовых автомобилей HINO Rising Ranger. После, в 1995 году, эту систему продали другой организации. Но в историю именно организация DENSO вошла как организация, которая приспособила Common Rail в автомобилестроении.
Тогда же разработку новой системы впрыска для легковых автомобилей на дизельной основе вели организации Centro Ricerche Fiat, Magneti Marelli и Elasis. Когда разработчики предприятия Fiat изготовили дизайн и основной план системы, новую разработку продали немецкой организации Robert Bosch GmbH для того, чтобы эту систему довели до ума и пустили в оборот, используя в ремонте ДВС. Но, по прошествии некоторого времени, компания Fiat поняла, какую ошибку она сделала, так как эта новая система впрыска доказала не только свою работоспособность, но и опередила другие системы впрыска (пониженная токсичность выхлопных газов, а также снижен уровень шума), из-за этих факторов система стала популярной на современных дизельных моторах и стала активно использоваться в ремонте грузовиков. Но командующий итальянским автомобилестроением тогда был в трудном финансовом положении, и у него не было своих ресурсов для того, чтобы завершить разработку и обеспечить последующее серийное создание этого продукта. Но, так или иначе, в легковом автомобилестроении систему Common Rail впервые применили в 1997 году на дизеле 1.9 JTD на итальянском автомобиле Alfa Romeo 156 (а после и на 2.4JTD) и только в апреле 1998-го он был установлен в Mercedes-Benz C 200 CDI.
Работы системы впрыска
Система CR отличалась от остальных тем, что функция создания высокого давления горючего и его впрыск в цилиндры разделены.Это дало возможность плавно регулировать давление, объем и момент впрыска, а также качественно проводить диагностику дизеля. Помимо этого, система отличается быстродействием и точностью подачи горючего. А словосочетание Common Rail переводится как "единая трубка-аккумулятор" (или бывают, называют топливной рейкой), по ней горючее распределяется по цилиндрам, с одинаковым высоким давлением. Такая же трубка есть и на двигателях на бензиновой основе, с автоматическим управлением распределения впрыска.
Горючее из бака подает электрический насос для подкатки топлива (на системах СP1) или вакуумный механический насос для подкатки топлива (который приводит сам двигатель) через фильтр к ТНВД, его задача (вместе с управляющими давления топлива) заключается в создании и поддержки нужного давления топлива. Поэтому так важно вовремя проводить ремонт ТНВД. После регулировки ТНВД под высоким давлением горючее попадает в аккумулятор-рампу (Rail), который мы упоминали выше. Далее топливо по небольшим топливопроводам равной длины попадает к распылителям (инжекторам). У распылителей пьезоэлектрический или электромагнитный (на системах CP4) клапан управления. Когда и с какой скоростью будет открываться клапан, определяют характеристики впрыска. Давление для топливной системы (200-2000 бар) контролирует регулятор топливного давления. Горючее, которое система не использовала, но нагрела, попадает обратно в бак, через специальный охладитель, или во вход топливного фильтра (в том случае если имеется топливный термостат).