В первое десятилетие XXI века в мире автомобилистов стало популярным понятие «Common Rail». Хитрые продавцы в салоне дилера так и спешат сообщить клиентам, что двигатель снабжен ультрасовременной системой «Коммон-рейл». Но как понять: это хорошо или плохо? И, в конце концов, какое отношение имеет покупатель к техническим моментам? Может, это еще одна рекламная уловка?
При дословном переводе «Common Rail» означает «общая рейка». Фактически же это словосочетание означает особый аккумулятор, запасник, в который прибывает дизельное топливо. После этого оно попадает к форсункам, которые, в свою очередь, впрыскивают топливо в цилиндры двигателя.При помощи Common Rail необходимое давление поддерживается постоянно, в отличие от других систем, которые создают высокое давление только в момент впрыска.
Имея такой запасник, можно с легкостью осуществлять гибкий контроль над временем впрыска и объемом горючей смеси. А это, с одной стороны, способствует увеличению мощности мотора за счет скорости, а также за счет частоты срабатывания форсунок, с другой же стороны, это позволяет снизить расход топлива (ведь его подача осуществляется дозированными порциями и только при необходимости), уровень шума и количество вредоносных выбросов.
Из бака в «Коммон-рейл» топливо накачивает насос высокого давления, работающий теперь равномерно и не прерываясь, то есть он не привязан к фазам вращения коленвала, тем самым отличаясь от обычных ТНВД. По магистралям одинаковой длины топливо из накопителя поступает к форсункам, впрыскивающих его в камеры сгорания цилиндров.
В традиционных системах работа форсунок управляется электромагнитным клапаном, а в новейших – пьезоэлектрическим. Открытие и закрытие клапана осуществляется по сигналу, который исходит из блока управления.
«Common Rail» легко систематизируется с общей электронной схемой автомобиля, начиная напрямую контактировать с разными агрегатами и узлами – например, с кондиционером или АКП.
Многочисленные датчики предоставляют большое количество разновидной информации блоку управления – о давлении в «рейле», скорости автомобиля, положении педали газа, угле поворота коленвала.
После обработки предоставленной информации электронная система рассчитывает нужное давление, время впрыска и объем горючей смеси, а после этого подает сигнал насосу и форсункам. Каждая из них работает в полной независимости друг от друга и осуществляет подачу топлива только в нужном количестве и в необходимое для этого время.
В нынешнее время компоненты «Коммон-рейл» изготавливают такие производства, как «Бош» и «Сименс» (Германия), «Дел-фай» (США) и «Денсо» (Япония).
Система содержит отдельные модули, поэтому встроить ее несложно будет в любой дизель. Наличие системы «Коммон-рейл» позволяет заметно снизить вибрации, искоренив типичное тарахтение, а также она способна обеспечить полное сгорание топлива при низких показателях оборотов коленвала, тем самым пресекая появление черного дыма из выхлопной трубы.
Следует отметить, что «Коммон-рейл» является дорогим в производстве и довольно капризным. Множество датчиков могут не произвести оценку качества отечественной «солярки», а это, в свою очередь, может вылиться владельцу автомобиля в дорогостоящий ремонт.
Компания «BOSCH» предложила покупателям «Коммон-рейл» первого поколения в 1997 году. Система могла обеспечивать давление в 1350 бар для легковых автомобилей и в 1400 бар – для грузовых. У истоков 21 столетия была выпущена система второго поколения с давлением в 1600 бар и дозатором, способным регулировать объем топлива во время впрыска. Производители «Бош» в 2003 году выпустили новое предложение: использовать вместо электромагнитных форсунок пьезоинжекторы. Давление было достигнуто до 2000 бар.
Какие же выводы можно сделать после вышеизложенной информации? Единственные и бесповоротные: мягкий ропот и непременный подхват на любых оборотах несомненно стоят дополнительных затрат. Но не следует забывать, что владельцу автомобиля с таким мотором нужно со всей серьезностью отнестись к автозаправке.
Ремонт и диагностика Common Rail на нашем сайте.