Дизельный двигатель работает со значительными отличиями по сравнению с бензиновым, в связи с чем и формируются особые требования к маслу для данного типа двигателя. Рабочий процесс дизельного двигателя характеризуется большей тепловой напряженностью, для него используется горючая смесь с пониженной скоростью сгорания, но образование смеси и расход топлива происходит во много раз быстрее. В связи с этим полное сгорание топлива происходит с большими затратами, и в топливе всегда повышенный уровень сажи. Высокое давление в камере сгорания способствует интенсивному выходу газов в картер и усиленному окислению масла в двигателе. Из этого следует, что масло быстрее теряет свое качество, или стареет.
Процесс старения масла состоит в изменении смазочных материалов: масло пропитывается продуктами изнашивания деталей и сгорания топлива, в нем накапливается пыль, вода, одновременно срабатывают присадки, часть которых сгорает при расходе масла на угар. Изношенные детали стареют быстрее, поэтому дизелю необходимо масло, которому свойственна качественная стабильность для продления срока службы.
Моторное масло для дизеля, учитывая неполное сгорание топлива, должно содержать большее количество диспергирующих и моющих присадок, чем для бензинового двигателя. Диспергирующие присадки влияют на состояние частиц сажи, не позволяя им укрупняться. Моющие присадки устраняют образование нагара на цилиндрах и поршнях двигательного механизма. В дизельном топливе высокое содержание серы, поэтому в его составе должно быть достаточно присадок, действующих против окисления для большей стойкости масла.
Масла, изготавливаемые по современной технологии ГСМ, в дополнении с научными разработками имеют универсальные показатели по вязкости и другим свойствам, позволяющим использовать масло для многих видов двигателей.
Определения качества и вязкости масла
Рассмотрим общепринятые обозначения масел для различных автомобильных двигателей. Первый показатель в обозначении - это индекс вязкости в соответствии с индексом, принятым в обществе Американских автомобильных инженеров (SAE). За ним следует показатель качества масла по нормам американского института нефти (AP). S (service) в данном сокращении - это обозначение пригодности масла для применения в бензиновом двигателе, а C (commercial) - для дизельного двигателя. Запись обозначения через дробь (SF/CC) говорит об универсальности масла для обоих видов двигателей. Вторая буква свидетельствует о качестве топлива, и чем она отдаленнее от первой буквы латинского алфавита, тем лучше ее эксплуатационные свойства. Относительно дизельного двигателя обозначения имеют следующий вид:
- СС — для атмосферных дизелей и дизелей умеренного наддува, работающих в жестких условиях;
- CD — для дизеля с высоким уровнем наддува, работающего в тяжелых условиях на топливе с высоким содержанием количества серы;
- СЕ — для дизеля высокого наддува, выпущенного после 1983 г.;
- CF-4 — для дизеля, выпущенного после 1990 г., четырехтактные;
- CG-4 - для дизеля, выпущенного после 1994 г.
К настоящему времени масло CF-4 имеет улучшенную характеристику одновременно с ужесточением требований к токсичности. Масел СА и СВ нет в продаже, CD-11 и CF-2 соответствуют использованию в двухтактном дизеле.
Кроме характеристик по API, должен быть указан класс масла по нормам ассоциации европейского производства автомобилей (АСЕА). Для дизельных двигателей класс масла имеет следующий вид:
- В1 -96 — предназначается для легковых авто без турбонаддува;
- B2-96 — стандартный класс, для легковых авто с турбонаддувом или без него;
- B3-96 — экстракласс, для легковых с турбонаддувом или без него;
- Е1-96 — стандартный класс, для грузовых машин с высоким наддувом, предназначенных для тяжелой работы;
- Е2-96 — равнозначно предыдущему, но улучшенного качества;
- ЕЗ-96 — экстракласс, для грузовиков с высоким наддувом и работой в тяжелых условиях.
Подводим итоги: для легковых двигателей современного производства без наддува противопоказано применение масел ниже CD-класса в соответствии с API, или класса B1 по АСЕА, а для турбодизелей позднее 1990 года производства - ниже класса СЕ или В2. Повышенные требования к маслам для двигателей с турбонаддувом объясняются высокими нагрузками на детали, а также - необходимостью в надежности и долговечности достаточно дорогостоящего турбокомпрессора.
Следующий, важнейший показатель при выборе S масла для дизеля, - это индекс вязкости, в зависимости от значения которого масла относятся к группе летних, зимних или всесезонных. Масла с наибольшей вязкостью имеют числовое обозначение вязкости. Например, SAE 30 - с буквой S: это летние масла. Зимние масла в обозначении имеют букву W. Всесезонные масла изготовляются с содержанием присадок, которым свойственно качество и зимних, и летних масел, и имеют обозначение, состоящее из двух чисел. Однако для дизеля всесезонное масло не всегда хорошо. Если у масла индекс вязкости SAE 10W-30 удовлетворяет условиям холодного пуска, то для легковых дизелей современного производства не рекомендуется из-за несоответствия класса качества. Класс качества и индекс вязкости, необходимый для определенного двигателя, указан в инструкции пользования автомобилем и не может быть заменен низшим.
Разница в применении синтетического и минерального масла
Выбрать тип масла - менее важно, чем класс качества и индекс вязкости. В этом ориентиром является соотношение «качество/цена». Экономнее использовать минеральное масло для работы двигателя, но свойства синтетического или полусинтетического отличается стабильностью характеристик на протяжении всего срока службы, замедляет износ двигателя, способствует увеличению его производительности. Низкотемпературные качества синтетических масел дополняет их преимущества. Но убеждение в необходимости применения исключительно "синтетики" в турбодизеле настоящего времени - беспочвенно. При соответствии индекса вязкости и класса качества рекомендуемому инструкцией, масло не ограничивается в применении и сохранит ресурсы двигателя в оптимальном состоянии до планового осмотра.
Кастрол, Шелл... или Лукойл?
Выбор производителя - это непростое решение принимает не только владелец дизельного автомобиля, но и механик, занимающийся его обслуживанием. Относительно недавно автолюбители еще сравнивали сорта масел М63/10Г1 и М63/12Г1. Сейчас же возможные варианты выстраиваются в длинный ряд. Заниматься сравнением масел от различных производителей - неэффективно. Масло известного производителя, как правило, соответствует всем требованиям, но менять один сорт масла на другой не рекомендуется: хотя все масла и проверяются на совместимость, пакеты присадок у каждого производителя отличаются. В худшем случае в результате взаимодействия плохо совместимых масел могут появиться нерастворимые отложения, так как в моторе всегда имеется хотя бы минимальное количество остатка масла.
Другие вопросы, касающиеся выбора масел для дизеля
Рассмотрим наиболее распространенные вопросы.
- Должно ли настораживать почернение масла спустя недолгое время (при пробеге от 500 м до километра)?
- Допускается ли увеличение пробега в интервале между сменой масла, если используется "синтетика" высокого качества?
- Нуждается ли двигатель в промывании его специальным промывочным маслом или с помощью "пятиминутных" добавок перед каждой сменой масла?
- Нуждается ли двигатель в промывке, если необходимо сменить минеральное масло на синтетическое?
- Допустимо ли использование различных присадок и добавок, улучшающих, по утверждению рекламных проспектов, отдельные свойства масел?
- Подлежат ли восстановлению рабочие параметры изношенного двигателя, если к ним применить средства безразборного восстановления, такие, как Lubrifilm, «РиМЕТ» и подобные?
Нет, это вполне естественное явление, которое связано с увеличением объемов сажи и работой моющих и диспергирующих присадок.
Нет, это запрещается. Учитывая высокий уровень серы отечественного дизельного топлива, срок смены масла нужно сократить в два раза в соответствии с нормами заводской инструкции, какого бы качества "смесь" не была залита в двигатель.
Правильная эксплуатация двигателя и своевременная смена масла - это условия, при соблюдении которых любого вида промывка не нужна. Промывка может понадобиться в случае приобретения автомобиля и подозрении в нарушении сроков замены масла, а также относительно класса используемого масла. При обнаружении повышенной вязкости и грязи промывка также будет уместной.
Переходом с одного масла на другое, если двигатель подвергался нормальной эксплуатации, не требует никакой промывки. Свертывания не возникнет: остаток масла при сливе с горячего двигателя незначительно мал и поэтому безвреден. Но не следует забывать о масляных радиаторах на некоторых турбодизельных видах моторов, и обеспечить их слив. Прямое смешивание или доливание масел, изготовленных на различных основах, не допускается, иначе есть все шансы для того самого "свертывания".
Сложно ответить однозначно. Улучшение современного масла кажется маловероятным при усилии пользователей, все уже было заложено в него при производстве. Добавками можно не то, чтобы испортить масло, но вывести из равновесия необходимое действие его присадок.
Изношенные детали невозможно восстановить данными препаратами. Часто такие средства создаются и продвигаются на рынок не в полной мере легально. Из подобных препаратов нет ни одного реметаллизатора, кондиционера металла, который бы был полностью испытан в научно-исследовательских центрах соответствующим образом.