Сегодня автомобили с инжекторными двигателями практически полностью вытеснили с автомобильного рынка карбюраторные системы. Принципиальное отличие инжекторов в том, что подача топлива осуществляется в них путем впрыска топлива непосредственно в цилиндр. Начав наступление на карбюраторные системы еще с середины двадцатого века, сегодня инжекторные двигатели пришли к окончательной победе на рынке автомобилестроения.
Существует несколько разновидностей инжекторных двигателей. В двигателях с прямым впрыском впрыск топлива в воздушный поток осуществляется при помощи специальных форсунок. При использовании для впрыска на все цилиндры одной форсунки (моновпрыске) её располагают на месте карбюратора, но такие двигатели сейчас совсем непопулярны. На смену центральному впрыску пришел распределенный, у которого для каждого цилиндра есть своя форсунка. Он бывает нескольких типов (фазированный, попарно-параллельный, одновременный и прямой), именно им оснащено подавляющее большинство современных автомобилей. Но самым последним «веянием» автомобилестроения является непосредственный впрыск топлива, запатентованный компанией Mitsubishi, которая снабдила свои двигатели аббревиатурой GDI. Главное отличие данного типа двигателей от своих предшественников в том, что топливо под большим давлением впрыскивается форсункой не во впускной коллектор, а в цилиндр. Данное нововведение обеспечивает стабильную работу двигателя, позволяет экономить до 13% топлива (особенно при простоях в городских пробках) и использовать сверхобедненные смеси, что в настоящее время весьма актуально из-за растущей дороговизны топлива и его токсичности.
Для того чтобы экономия топлива стала ощутимой, разработчикам данного типа двигателей пришлось немало потрудиться, усложнив конструкцию двигателя. Непосредственный впрыск топлива требует очень высокого давления в топливной магистрали и высокого качества всех компонент системы. А это в свою очередь приводит к жестким требованиям по отношению к топливу. В отличие от европейских автолюбителей, которых ничем не испугать, наши понимают последствия таких жестких требований к бензину. Кто же добровольно захочет стать постоянным клиентом автосервиса, тем более, что грамотных специалистов по моторам с непосредственным впрыском у нас не так много, ремонтнопригодность элементов крайне низка (к примеру, ТНВД дизельного двигателя вообще не подлежит ремонту), да и диагностирующее оборудование есть далеко не на всех СТО. Поэтому стоимость ремонта и узлов для автомобилей с данным типом двигателя довольно высока, что отпугивает потенциального российского покупателя.
Наш потребитель по обыкновению полагает, что чем сложнее конструкция, тем ненадежней она в эксплуатации, а следовательно покупать её не стоит. Однако в случае двигателей с непосредственным впрыском сложность системы и ее высокая цена подкреплены высочайшим качеством и повышенным ресурсом деталей. А если внимательно посмотреть на улучшения мощностных и динамических характеристик двигателя при уменьшении расходов топлива и масла (особенно ощутимых при больших пробегах), а также учесть поддержание стехиометрического состава выхлопной топливо-воздушной смеси в соответствии с нормами Евро 4 и Евро 5, то все эти факторы говорят только в пользу данных двигателей.
Ведущие европейские производители вслед за Mitsubishi тоже снабдили свои детища подобными системами с непосредственным впрыском, так у Mercedes-Benz появились двигатели GGI, у Volkswagen — FSI, а у Toyota — D4. Сегодня и на российском рынке модели, оснащенные подобными двигателями, завоевывают все большую популярность за счет своей экономичности и хороших тяговых характеристик. А завышенной ценой у нас уже давно никого не испугаешь.
По мнению специалистов, будущее так или иначе принадлежит системам непосредственного впрыска, и нашим автолюбителям не стоит опасаться покупать оснащенные ими автомобили, поскольку ресурс компонентов впрыска настолько велик, что очень долго не потребует ремонта или замены. Однако, покупая автомобиль, следует помнить об элементарных правилах, которые позволят сохранить его двигатель — не заправляться где попало, вовремя проходить техобслуживание и пользоваться услугами только качественного сервиса. На сегодняшний день далеко не все СТО оснащены необходимым оборудованием для правильной диагностики подобных двигателей, да и специалистов соответствующего уровня не много, но в любом случае автомобили с непосредственным впрыском в самом ближайшем будущем завоюют российский рынок и покорят сердца автолюбителей.