Проблемы с топливной аппаратурой дизельных двигателей возникают чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации самого транспорта и его неправильного обслуживания. Так как компоненты дизельных систем впрыска Common Rail работают при экстремальных условиях (высокое давление и температура), то и подход к их эксплуатации, ремонту и обслуживанию должен быть особенным.Практика показывает, что проблемы часто связаны с некачественным топливом (высокий процент воды, механические загрязнения, присутствие различных примесей). Такое топливо влияет на срок службы топливного насоса и инжекторов. Начинается эрозия их составных частей, и они начинают заклинивать. Все это влияет на топливоподачу - либо снижает, либо увеличивает ее. Естественно, нормально работать двигатель при этом не может.
Качество топлива
Повысить долговечность и снизить риск выхода из строя топливных систем впрыска Common Rail поможет использование качественного топлива и нестандартный подход к их техническому обслуживанию.
К сожалению, перевозчик не всегда может заправляться на проверенных АЗС и закупать топливо у надежных поставщиков. Но, все-таки, следует «объезжать» стороной случайные заправки и избегать покупать подозрительно «дешевое» топливо. Стоит вспомнить поговорку о «бесплатном» сыре. Есть примеры, когда двигатель глох и реанимировался только после полной (!) замены топливной системы, всего после нескольких минут (!) работы на таком некачественном топливе.
Эти печальные примеры подтверждают истину о том, что нельзя использовать топливо с высоким процентом воды и механическими примесями и смолами. Они ухудшают смазывающие свойства солярки, вызывая кавитационный и абразивный износ деталей, провоцируя быстрый износ инжекторов, топливного аккумулятора Rail и ТНВД.
Еще одной «неприятностью» работы в таких неблагоприятных условиях является образование металлической стружки, которая попадает с топливом во всю систему и ведет к заклиниванию подвижных элементов. При обнаружении в топливе металлических вкраплений топливную систему меняют полностью, промывка и переборка агрегатов тут не пройдет. Даже самые скрупулезные ремонтные работы не дают гарантии, что из топливной системы удален на 100% такой мусор. Оставшаяся, даже самая маленькая, стружка вновь попадет в трубопровод и приведет к повторному выходу топливной системы из строя.
Сепарация топлива
Иногда для того, чтобы улучшить показатели топлива некоторые небольшие транспортные компании создают минисепарирующие станции, которые изготовляются часто своими силами. Их простейшие модели в виде стеклянных накопителей-отстойников способны в определенных условиях отделять воду, различные частицы и не растворенную в солярке смолу. Возможно, такой подход оправдан, но качества очистки он все же не гарантирует. Гораздо разумнее пользоваться услугами проверенных АЗС, которые дают гарантию качества.
Присадки в топливо
Если затронуть тему присадок для топлива, то без рекомендации производителя использовать какие-либо присадки просто не допустимо. Иными словами, если владелец машины самовольно решил использовать присадку, то за дальнейшую работу топливной системы и самого двигателя в целом отвечает он сам. Дизельное топливо, которое сегодня поставляется на рынок, имеет в своем составе все нужные присадки, которые прошли технические испытания. Если владельцы авто самовольно изменили состав топлива, последствия понесут те, кто это сделал. А, если будет проведена экспертиза, то эти присадки будут отнесены к инородным включениям.
Техническое обслуживание
Надежность работы топливной системы зависит также от периодичности и полноты ее технического обслуживания. На интервалы ТО влияют условия эксплуатации и качество топлива. Их, для большей гарантии, можно и нужно сократить. Причем к сокращению межсервисного интервала пришли по инициативе «снизу». И она себя оправдала на практике. Мастера советуют заменять почаще основной топливный фильтр. Можно также установить дополнительный фильтр-влагоотделитель, обговорив заранее гарантийные обязательства с продавцом и сервисом. И хотя производители автомобилей этого не одобряют, но, в тоже время, и не запрещают. В чем сходятся и перевозчики и топливники, так это в том, что работая на отечественном дизельном топливе, межсервисный промежуток по замене топливного фильтра необходимо сделать в два раза меньшим. Это при условии, что фильтры и так имеют некоторый запас прочности. Чаще заменить топливный фильтр будет дешевле, чем заменить топливную систему полностью в результате ее выхода из строя. А это может произойти по причине засорения фильтра, снижения пропускной способности и, в худшем случае, разрыва фильтрующей шторы. Удар по карману владельца будет в десятки тысяч евро, уйдет время на доставку нужных деталей и сам ремонт.
Фильтры-сепараторы
Некоторые производители автотранспорта, учитывая наши особые российские условия, ставят фильтры-сепараторы еще при сборке на конвейере. Это могут делать также работники СТО, которые специально обучены. Самим вмешиваться в топливную систему не допускается. И вопрос не только в потере гарантии, а в собственной безопасности. При осуществлении этой услуги на сервисе, владелец авто должен заранее обговорить вопрос сохранения гарантийных обязательств с сервисом и тем, кто продает машину.
В выборе фильтра ассортимент не велик. Вам могут предложить SEPAR-2000 или Fuel Manager от Stanadyne, которые качественно справляются со своими обязанностями. Главное для них – это нужная производительность, тонкость очистки и оригинальность. Многие делают предпочтение фильтру с интегрированным подогревателем, который сделает более легким запуск двигателя при низких температурах.
Основные фильтры
Выбор основного топливного фильтра требует большой ответственности. Следует строго придерживаться рекомендаций того, кто его произвел, а не смотреть на его внешний вид и цену. Внешне похожий и соответствующий по размерам фильтр может обладать другим сопротивлением. Это в будущем скажется на топливоподаче и развиваемой мощности двигателя, особенно при полных нагрузках.
Опасность может крыться и в заниженной степени фильтрации, при которой элементы топливной системы будут подвержены усиленному абразивному износу. Применение неоригинального фильтрующего элемента может привести к прорыву или разъединению стыковочного шва фильтровальной шторы. Осадок на ее поверхности вместе с топливом устремится к ТНВД и инжекторам. А это ускорит их износ и быстро выведет их из строя.
Еcли вы решили купить фильтр неоригинального производителя, то следует обратить внимание, чтобы он был применим к вашему автомобилю и имел соответствующую оригиналу фильтрующую и пропускную способность. Имея каталожный номер изделия, можно по имеющимся базам данных автоматически определить технические параметры фильтрующих элементов. Например, Компания Bosch, используя собственную универсальную программу ESI-tronic, подбирает запасные части, расходные материалы, в том числе, и фильтрующие элементы и проводит диагностику автомобилей.
У владельцев специальной техники и перевозчиков наибольшей популярностью пользуются фильтры таких производителей - Mann&Hummel, Lezing, Hengst (Германия), Sofima (Италия), Baldwin (США).
Условия работы
Время службы как дизельных двигателей в целом, так и дизельных систем впрыска Common Rail зависит от условий (режимов) эксплуатации самого транспортного средства. Для перевозчика, соблюдающего технические условия эксплуатации и избегающего продолжительных и чрезмерных нагрузок или перегрузок, а также превышения предельных норм скоростей, ресурс топливной аппаратуры в 300 тысяч километров и более будет вполне реальным. То есть, эксплуатировать автомобиль нужно в нормальном или относительно «щадящем» режиме.
Стоит отметить, что система впрыска Common Rail отличается от классических дизельных систем впрыска. Она более подходит при производстве моторов, которые соответствуют последним требованиям по чистоте выхлопов. Так в топливной системе основной рабочий элемент – рядный насос высокого давления. Эти автомобили, имея пробег более миллиона километров и возраст 15-20 лет, эксплуатируются до сих пор. Тогда становится непонятно, почему более технологичные системы впрыска дизельных двигателей понижают ресурс автомобиля? Оказывается – это не технический недочет, а особенность в инжекторе системы впрыска Common Rail. Оказывается, этот сложное по своей конструкции изделие не может выдержать продолжительной нагрузки. Его работа сопряжена с высоким давлением топлива и мощными электрическими сигналами управления. Но он дает возможность добиваться экономии топлива и выдерживать строгие экономические нормы по выхлопу вредных веществ. Проблемы в работе двигателя могут быть вызваны не только неисправностями в топливной системе. Причины могут быть также и в дизеле, и в электрожгутах, датчиках, сенсорах.
Неравномерная работа двигателя внутреннего сгорания может быть связана с неисправными датчиками, может быть плохой контакт электрических проводов, изношенная цилиндропоршневая группа, а также газораспределительный механизм.
Дизельные системы впрыска Common Rail воплощают реализацию современных технологий. Все это налагает особые условия при их диагностике и ремонте. Высокое давление топлива с мощными электрическими сигналами управления инжекторами могут представлять опасность для здоровья и жизни людей. Если в систему вмешается некомпетентный человек, то могут быть нежелательные последствия – отрыв головки распылителя. В свою очередь, это повлечет за собой заклинивание поршня, обрыв шатуна и разрушение картера двигателя. Дизельный двигатель имеет чуткую реакцию на цикловую подачу топлива, которое в определенный момент, жестко привязанный к углу поворота коленчатого вала, впрыскивается несколькими порциями. Это создает определенные сложности при диагностике двигателя.
По иному, поставить диагноз топливной системе можно только при слаженной и четкой работе всех смежных систем. Поэтому только грамотные специалисты, оснащенные специальными приборами, инструментами и оборудованием могут выявить причину и устранить неисправность.