Эксперты «Bosсh», крупного разработчика и поставщика топливного оборудования, задались целью разобраться в причинах нелюбви российских водителей к дизельным двигателям. Интересный факт: в Европе на долю автомобилей на солярке приходится большая половина автопарка, в нашей стране их численность не превышает семи процентов. Оказалось, что в низких продажах виновата плохая осведомленность наших автолюбителей о дизельных моторах, об эксплуатации и ремонте ДВС на дизеле.
Дабы разбить неправильные представления и ознакомить российское автомобильное сообщество с действующими дизельными технологиями, немецкие специалисты позвали журналистов.
Как выяснили маркетологи «Bosch», многие наши автомобилисты при упоминании слова "дизель" представляют жуткие клубы черного дыма, извергаемые «Икарусами» и «КАМАЗами», мучительный ремонт грузовиков. Представляется неповоротливый, грохочущий и загрязняющий нашу экосреду транспорт. Помимо желания, такое представление распространяется и на легковые авто. В действительности, новые дизели имеют со своими предшественниками только общие принципы работы, когда в камере сгорания, подвергаясь воздействию высоких температур, рабочая смесь воспламеняется. Давайте разберемся в деталях проблемы подробнее.
Черные выхлопы из грузового автотранспорта представляют собой частички несгоревшего топлива, то бишь сажу, которую хорошо видно при ремонте ДВС. У старых моторов была другая система подачи топлива — механическая и качественная регулировка рабочей смеси. Нажав педаль газа, водитель изменял только объем подаваемого в цилиндр ДТ, но не количество воздуха. Сажа образовывалась из-за того, что нетрудно было переборщить с обогащением смеси, поэтому, она сгорала не полностью.
На современных дизельных двигателях системой питания управляет электроника. Обычно используются третье поколение систем питания "Common Rail". Под действием топливного насоса высокого давления дизельное топливо нагнетается в единую рампу, а точное количество необходимого топлива определяется с помощью компьютера. Под действием давления в две тысячи атмосфер солярка распыляется на чрезвычайно мелкие частицы, равномерно смешивается с воздухом, что позволяет смеси сгорать полно, без образования пресловутой сажи. Поэтому своевременный ремонт ТНВД чрезвычайно важен.
Специальные пъезофорсунки, используемые в таких системах, действуют очень быстро, поэтому компьютерное управление дает команды на подачу солярки малыми порциями. Топливо сгорает постепенно и менее шумно. В конечном результате двигатель работает тише. Эскпериментальные замеры уровня шума, издаваемые двигателями старого и нового образцов, доказали, что двигатели с системой «Common Rail” шумят в полтора раза тише старых, а ремонт ДВС данного типа требуется гораздо реже.
Дизельные двигатели нового поколения работают на смесях с минимальным обогащением, поэтому они более экономны и экологичны. При выкуривании одной сигареты выделятся столько же ядовитых веществ, сколько при работе нового дизельного двигателя на протяжении 100 рабочих часов вхолостую. Уже сейчас такие двигатели соответствуют суровым требованиям «Euro VI”, которые станут действенными только в 2014. Для этого разработаны специальные устройства — селективный катализирующий нейтрализатор и регенерирующий фильтр. Первый убирает окислы азота, второй — удаляет остатки сажи из выхлопных газов.
Дизели позволяют стартовать быстро и уверенно, дают хорошую эластичность, поэтому приравниваются к спорткарам. Это стало возможным, благодаря турбинам с изменяемой геометрией, которые дают достичь максимума крутящего момента на низких оборотах оборотах. Проводили тестирования на максимальную тягу и эластичность двух абсолютно одинаковых кроссоверов - одного с бензиновым двигателем, второго - с дизельным. Стартовав с места, дизельный автомобиль обгоняет аналогичную бензиновую машину на целый корпус, пока скорость не достигла 100 км/ч. Дизель превосходит своего бензинового собрата по вышеозначенным характеристикам - максимальной тяге и эластичности, а потому - более динамичен. Важно, чтобы ремонт грузовиков с дизельными двигателями проводился вовремя.
Несмотря на все вышеперечисленное, современный дизель пока что не может стать идеальным мотором для российских автомобилей. В чем причины?
Производство дизеля дороже бензинового, так как топливное оборудование для него более сложное и материалоемкое. Этот фактор является определяющим для покупателей малолитражек, хотя и не имеет принципиального значения для владельцев машин премиум-класса. Бошевцы считают, что государство должно способствовать продажам экологичных дизельных авто.
Вторая проблема, отпугивающая производителей дизельных автомобилей — это плохое качество российской солярки. Для наших соотечественников стало привычным, когда на АЗС в зимние холода автомобили «ненароком» заправляют летним дизельным топливом. За ночь такая солярка превращается в тягучий парафин и работа мотора полностью блокируется.
Господин Дириксвишерс, руководящий отделом «Дизельные системы» в компании «Bosch», отметил, что в российском топливе избыток различных примесей, как-то керосин. Этот фактор является критичным для современной дизельной аппаратуры. Ее движущиеся элементы работают при высоком давлении. Если смазки не хватает, прогрессирует изнашивание деталей, а ведь для их обработки требуется высокая точность, вплоть до микронов.
Все же, представители Bosch надеются адаптировать свою продукцию к нашим сложным реалиям. В этом направлении уже ведутся разработки. Предлагается выпускать детали для России из легированной стали повышенной прочности, повысить производительность системы смазки путем введения добавочного насоса и некоторые другие опции. Однако производители дизельных автомобилей не торопятся внедрять такие новшества. При нынешних небольших объемах продаж - это сверхдорогое удовольствие.