На Международном автосалоне во Франкфурте "Frankfurt International Motor Show — 2011" Франц Ференбах, занимающий должность Председателя Совета Директоров группы компаний Bosch, провел пресс-конференцию, в процессе которой сделал важное заявление. По его мнению, мировой экономический кризис достиг вершины своего апогея еще в первой половине этого года. Но излишне поддаваться панике от этого факта не стоит — хотя угроза коллапса все еще существует, нельзя слишком поспешно принимать ответные меры, реагируя на такое развитие событий. Аналитики группы Bosch совместно с Бош Дизель Сервис по-прежнему ожидают экономический рост в сегменте автомобильной промышленности в 2011 году на уровне 5 процентов. Но это не является критерием для того, чтобы расслабляться — неблагоприятная тенденция в мировой экономике предполагает необходимость оставаться бдительными и соблюдать осторожность.
За последние годы с момента начала кризиса рост автомобильных рынков в развивающихся странах продолжает падать, хотя и незначительно, соответственно, сокращается и спрос на ремонт топливной аппаратуры. Во второй половине этого года особенно это коснется таких подразделений группы компаний Bosch, как Потребительские товары и техника инженерных коммуникаций, Автомобильные технологии и Промышленное оборудование, ремонт Bosch. Но если смотреть на более длительные тайм-фреймы, то азиатские и южно-американские рынки постепенно сокращают разницу в развитии от стабильных устоявшихся мировых рынков автомобильного производства и сбыта, и в последующие годы эксперты группы Bosch ожидают 10 % сокращения в этом отставании. Такая же тенденция ожидается и в сфере ремонта грузовых автомобилей.
Компания сохраняет уверенность, что даже в этом случае продажи подразделения Автомобильные технологии достигнут 30 миллиардов евро, а общий уровень продаж достигнет суммы 50 миллиардов. "Если это произойдет, (а мы в этом абсолютно уверены), это станет наибольшим достижением за все время существования Bosch", — добавил Франц Ференбах. Ожидается также повышение спроса на ремонт топливной аппаратуры.
Экономический рост компании можно проследить и на таких фактах — в этом году количество рабочих мест на предприятиях будет увеличено на 15 тысяч человек. Из них 10 тысяч получат рабочие места в подразделении Автомобильные технологии, и общее количество работников, занятых в этой отрасли, достигнет 177 000 человек. Общее же количество сотрудников группы компаний Bosch достигнет 300 000 рабочих и служащих. Эти позитивные цифры обязывают руководство компании инвестировать значительные финансовые средства в развитие. На эти цели выделяются 3, 3 миллиарда евро, которые будут направлены, в основном, на новейшие опытно-конструкторские разработки и теоретические научные исследования. В общем потоке инвестиций это составит 10% от общего объема. Формирование структурных изменений в автомобильной промышленности жизненно необходимы, и поэтому требуют значительных финансовых средств. И эти инвестиции должны быть произведены заблаговременно — от этого напрямую зависит их эффективность. Структурные перемены в автомобильной промышленности должны быть направлены, в первую очередь, на оптимальное распределение производства по мировым регионам, а не на увеличение прибыли и объемов производства. Как для мирового поставщика, для группы компаний Bosch совместно с Бош Дизель Сервис это имеет определяющее значение. В настоящее время общая тенденция для всей мировой автомобильной промышленности — смещение акцентов производства и продаж в развивающиеся страны Азиатского региона. Несмотря на общую мировую экономическую нестабильность рынков, эти страны остаются динамичными в своем развитии, ремонт Bosch требуется регулярно, а существующее количество автомобилей, находящихся в личном пользовании у граждан этих стран, не идет ни в какое сравнение с аналогичными показателями Европы или США. К примеру, в Индии по сравнению с Западной Европой пропорция составляет 1:50, Индии к количеству автомобилей в Китае — 1:15. Этот разрыв предполагается уменьшить за счет микролитражных недорогих автомобилей сегмента эконом- класса, которые будут составлять основную массу автопарка этих развивающихся стран. Следовательно, рост в стоимостном исчислении будет заметно ниже, а в количественном, наоборот, значительно вырастет. Но даже эти маленькие автомобили должны соответствовать жестким мировым стандартам по экологичности и экономичности.
2011–2020 годы объявлены Организацией Объединенных Наций Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения, и Франц Ференбах подчеркнул, что действия группы Bosch, осуществляемые в рамках безопасности и защиты окружающей среды, полностью соответствуют этой программе, что в первую очередь, подтверждается девизом компании: «Разработано для жизни». И это надо сделать повсеместным явлением во всем мире. По мнению председателя Совета директоров, мировой автопром должен быть полностью готов к переходу на инновационные технологии. И принципиально неважно, в чем конкретно они будут заключаться: в полностью автоматическом управлении автомобилями, переходе к производству электромобилей или ремонте топливной аппаратуры. В этом и будет состоять задача для автомобильных концернов на ближайшие годы. Для принятия кардинальных решений в соответствии с новыми требованиями, которые предъявляет современный автомобильный рынок, необходимы глубокие системные знания. Диверсифицированная группа компаний Bosch в полной мере обладает такими качествами, и это позволяет качественно проводить необходимые структурные изменения для расширения своей деятельности в азиатском экономическом регионе, показывающем хорошие темпы роста в условиях экономического кризиса. За период с 2007 года в этом регионе продажи увеличились в полтора раза. Показателен и тот факт, что из 29 000 инженеров подразделения Автомобильные технологии, работающих во всем мире, около 10 000 к концу этого года будут работать в Азии. Именно здесь продается каждый третий дизельный двигатель, произведенный компанией Bosch и обслуживающийся в Бош Дизель Сервис. Поэтому именно в этот регион в течение двух лет с 2011 по 2013 года будет инвестировано полтора миллиарда евро. Часть средств из этой суммы будет выделено на финансирование сети дилерских станций технического обслуживания Bosch, в частности, в Китае. Кстати, здесь очень большой популярностью пользуется система парковки "Parkpilot" разработки фирмы Bosch, и ее распространение будет продолжено.
Глобальной целью технологий Bosch является повышение энергоэффективности как бензиновых, так и дизельных двигателей, последние модификации которых позволяют делать это примерно на треть лучше, чем их предшественники. К 2013 году компания планирует реализовать 7,2 миллиона единиц систем впрыска топлива для бензиновых двигателей – это втрое больше, чем в прошлом году. Количество систем впрыска для дизельных двигателей будет увеличено с 7 до 12 миллионов единиц оборудования. Это поможет в значительной степени снизить ущерб, причиняемый окружающей среде в связи со все увеличивающимся количеством транспортных средств. К тому же, компания ежегодно инвестирует 400 млн. евро в разработку тяговых электродвигателей, аккумуляторов и электронных приборов, которые будут использоваться в электромобилестроении. К 2013 году будет разработано около 20 новых проектов для электрических автомобилей.
Другим доминантным направлением в деятельности компании Bosch до 2013 года будет являться обеспечение безопасности движения. Наличие на выпускаемых автомобилях электронных систем стабилизации ESP будет увеличено c 41% до 60%, антиблокировочных систем торможения ABS - с 76% до 90%. Это усложнит ремонт Bosch, зато значительно повысит уровень безопасности владельца автомобиля. В разработке концепции безаварийного автоматического вождения в сложных ситуациях на высоких скоростях будет задействовано около 600 специалистов компании. Bosch намерена разрабатывать вспомогательные системы обмена информацией между участниками движения в зависимости от дорожной обстановки, конечной целью которых будет являться своевременное предупреждение водителя о критической ситуации и создании аварийной обстановки, после которой должен быть выполнен ремонт топливной аппаратуры или иного оборудования. В Сингапуре компания разрабатывает пилотный проект по информированности водителей электромобилей от поставщиков электроэнергии, который заключается в создании специальной сервисной платформы, предназначенных для этих целей.
Но все разработки автомобилей будущего надо соизмерять с реальной экономической ситуацией, заметил Франц Ференбах. Неустойчивость экономических циклов, неопределенность в экономике и связанная с этим нервозность рынка не должна накладывать отпечаток на деятельность компании и препятствовать выполнению всех поставленных задач.
Сотрудничество в инновационной сфере между производителями и поставщиками должно опираться на принцип доверия между партнерами, и это особенно становится важным в трудной экономической ситуации, в которой оказался весь мир. Если говорить о группе Bosch, то партнеры могут смело положиться на нас — в заключение пресс- конференции заверил всех Председатель Совета Директоров Франц Ференбах.